-
-
Центр поддержки дистанционного обучения
E-mail: education@vaganovaacademy.ru (вопросы по обучению)
Телефон: +7 (812) 456 07 65 доб. 293
E-mail: fpk@vaganovaacademy.ru (вопросы по обучению)
Телефон: +7 (812) 456 07 65 доб. 204
E-mail: sdo@vaganovaacademy.ru (техническая поддержка)
Телефон: +7 (812) 456 07 65 доб. 295
Доступные курсы

Академия Русского балета А.Я. Вагановой
«Центр непрерывного образования и повышения квалификации»
Здравствуйте!
Рады приветствовать вас на сайте дистанционного обучения
Академии Русского балета А.Я Вагановой.
ОСНОВНОЙ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ НА ОБУЧАЮЩЕЙ ПЛАТФОРМЕ
Представлен в виде инструкции, которая состоит из двух этапов:
Первый этап, знакомство с обучающей платформой Академии.
Второй этап, само обучение, на платформе Академии.
Инструкция представлена в видео и текстовом формате:
Видео инструкция:
Текстовая инструкция: https://proballet.vaganovaacademy.ru/online-details
Курс считается успешно законченным, если получено более 70% успешных ответов на все тесты.
Благодарим за внимание. Желаем успешного обучения!

Онлайн-курс "Методика преподавания классического танца. Творческая мастерская Н.М. Цискаридзе" от Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой
Этот уникальный онлайн-курс предназначен для педагогов, хореографов и всех, кто стремится освоить современные подходы к преподаванию классического танца, сохраняя при этом традиции великой русской балетной школы. Программа разработана под руководством народного артиста России, ректора Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой — Николая Максимовича Цискаридзе. Курс основан на его многолетнем опыте как выдающегося артиста балета и педагога, а также на его видении современных требований к методике преподавания классического танца в условиях меняющейся эстетики и ритма жизни.
Курс представляет собой серию интервью и мастер-классов, где Николай Максимович делится своими идеями, размышлениями и практическими рекомендациями по адаптации традиционных методик к современным реалиям балетного театра. Особое внимание уделяется тому, как изменение репертуарной политики театров влияет на методику преподавания фундаментальных элементов классического танца.
Структура курса:
Курс состоит из 9 тем, каждая из которых посвящена ключевым элементам классического танца и их методике преподавания. В рамках каждой темы рассматриваются под темы, которые включают как теоретические аспекты, так и практические рекомендации, сопровождаемые видеозаписями уроков самого Николая Максимовича.
Основные темы курса:
- Тема 1. PLIÉ
- Значение plié в классическом танце.
- Техника выполнения demi-plié и grand plié.
- Методика преподавания plié с учетом современных требований.
- Связь plié с другими элементами экзерсиса.
- Тема 2. BATTEMENT TENDU
- Роль battement tendu в развитии силы и вытянутости ног.
- Разбор техники выполнения различных вариаций battement tendu.
- Методические рекомендации по обучению battement tendu.
- Тема 3. BATTEMENT TENDU JETÉ
- Техника выполнения battement tendu jeté.
- Акценты в преподавании и связь с другими элементами экзерсиса.
- Практические советы по развитию динамики и координации.
- Тема 4. ROND DE JAMBE PAR TERRE
- Развитие плавности и координации движений.
- Методика преподавания rond de jambe par terre.
- Важность работы корпуса и рук в сочетании с движениями ног.
- Тема 5. BATTEMENT FONDU
- Значение fondu для развития силы и устойчивости.
- Техника выполнения fondu в различных позициях.
- Методические нюансы преподавания fondu.
- Тема 6. BATTEMENT FRAPPÉ, ROND DE JAMBE EN L’AIR, ПОВОРОТЫ FOUETTÉ
- Разбор техники выполнения battement frappé и rond de jambe en l'air.
- Методика обучения поворотам fouetté.
- Связь этих элементов с репертуарной практикой современного балета.
- Тема 7. ADAGIO
- Роль adagio в развитии выразительности и техники.
- Методика построения adagio в экзерсисе.
- Работа над балансом, контроля и артистизма.
- Тема 8. GRAND BATTEMENT JETÉ
- Техника выполнения grand battement jeté.
- Методика преподавания с акцентом на развитие динамики и амплитуды движений.
- Рекомендации по работе над высотой и точностью движений.
- Тема 9. МАСТЕР-КЛАСС
- Итоговое занятие с разбором сложных комбинаций и методических приемов.
- Ответы на вопросы слушателей и обсуждение актуальных проблем преподавания классического танца.
- Демонстрация практических примеров применения методики.
Формат обучения:
- Видеоуроки с подробным разбором каждого элемента, включая демонстрацию Николая Максимовича Цискаридзе.
- Теоретические материалы по каждой теме, включая исторические и методические аспекты.
- Практические задания для самостоятельной работы и применения полученных знаний.
- Тестирование для проверки усвоения материала.
- Обратная связь от кураторов курса и возможность обсуждения вопросов с коллегами.
Для кого этот курс:
- Педагогов классического танца, желающих углубить свои знания и освоить современные методики преподавания.
- Молодых специалистов, начинающих свою карьеру в балетной педагогике.
- Артистов балета, планирующих переход к преподавательской деятельности.
- Студентов хореографических училищ, желающих лучше понять методику преподавания классического танца.
По окончании курса:
Участники получат удостоверение государственного образца о повышении квалификации от Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, подтверждающий освоение программы курса.
Присоединяйтесь к курсу, чтобы погрузиться в мир современной методики преподавания классического танца, вдохновленный опытом и знаниями Николая Максимовича Цискаридзе. Сохраняйте традиции великой русской балетной школы, адаптируя их к требованиям современного балетного театра!
- Преподаватель: Илья Леонидович Кузнецов
- Преподаватель: Николай Максимович Цискаридзе

Онлайн-курс "Музыкальное сопровождение урока танца" от Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой
Этот уникальный онлайн-курс предназначен для концертмейстеров, педагогов классического и характерного танца, а также всех, кто хочет освоить искусство музыкального сопровождения уроков танца. Программа разработана на основе многолетнего опыта Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и включает видеозаписи занятий, которые наглядно демонстрируют принципы подбора и исполнения музыки для различных этапов урока.
Структура курса:
Курс состоит из 14 тем, каждая из которых посвящена ключевым аспектам музыкального
сопровождения урока танца.
Основные темы курса:
- Тема 1. Общие принципы музыкального сопровождения урока и критерии подбора музыки
- Основы взаимодействия музыки и хореографии.
- Критерии выбора музыкального материала для разных этапов урока.
- Тема 2. Жанровые и фактурно-гармонические модели
- Разбор жанровых особенностей музыки для танца.
- Фактурно-гармонические модели и их применение.
- Тема 3. Жанровые и фактурно-гармонические формулы. Адажио
- Особенности музыкального сопровождения адажио.
- Практические примеры и разбор.
- Тема 4. Импровизация, общая характеристика
- Основы импровизации в музыкальном сопровождении.
- Роль импровизации в создании атмосферы урока.
- Тема 5. Психологические аспекты импровизации
- Влияние музыки на эмоциональное состояние учеников.
- Как использовать импровизацию для мотивации и вдохновения.
- Тема 6. Импровизация. Практика
- Практические упражнения для развития навыков импровизации.
- Тема 7. Музыкальное сопровождение экзерсиса
- Подбор музыки для упражнений у станка.
- Особенности ритма и темпа для экзерсиса.
- Тема 8. Музыкальное сопровождение экзерсиса №2
- Углубленный разбор музыкального сопровождения для сложных упражнений.
- Тема 9. Музыкальное сопровождение урока танца. Экзерсис на середине
- Особенности музыки для упражнений на середине зала.
- Тема 10. Сопровождение урока в младших классах
- Подбор музыки для начинающих учеников.
- Учет возрастных особенностей и уровня подготовки.
- Тема 11. Музыкальное сопровождение прыжков и упражнений на пальцах
- Особенности музыки для прыжков и работы на пуантах.
- Тема 12. Музыкальное сопровождение прыжков
- Разбор ритмических и динамических особенностей.
- Тема 13. Музыкальное сопровождение упражнений на пальцах
- Музыка для работы на пуантах: плавность и выразительность.
- Тема 14. Музыкальная композиция и подбор музыкального материала
- Как создавать музыкальные композиции для уроков танца.
- Практические советы по подбору и адаптации музыки.
Формат обучения:
- Видеозаписи занятий с подробным разбором каждой темы.
- Практические задания для самостоятельной работы.
- Тестирование для проверки усвоения материала.
- Обратная связь от преподавателей курса.
Для кого этот курс:
- Концертмейстеров, желающих углубить свои знания в области музыкального сопровождения танца.
- Педагогов хореографии, которые хотят лучше понимать музыкальные аспекты урока.
- Артистов балета и студентов, планирующих работать в области балетной педагогики.
По окончании курса вы получите удостоверение государственного образца о повышении квалификации от Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, подтверждающий ваше участие в программе.
Присоединяйтесь к курсу, чтобы освоить искусство музыкального сопровождения урока танца и сделать каждый урок настоящим произведением искусства, сохраняя традиции великой балетной школы А.Я. Вагановой!
- Преподаватель: Галина Александровна Безуглая

Онлайн-курс "Основы характерного танца. Первый год обучения. Экзерсис у палки" от Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой
Этот уникальный онлайн-курс предназначен для педагогов, хореографов и всех, кто хочет освоить методику преподавания основ характерного танца с акцентом на экзерсисе у палки. Программа разработана на основе многолетнего опыта Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и включает видеозаписи занятий, которые наглядно демонстрируют технику выполнения упражнений.
Структура курса:
Курс состоит из 28 тем, каждая из которых посвящена конкретным элементам и
упражнениям, необходимым для первого года обучения характерному танцу.
Основные темы курса:
- Тема 1. Введение. Основы характерного танца. Место характерного танца в системе профессионального образования артистов балета
- История и значение характерного танца.
- Роль экзерсиса у палки в обучении.
- Тема 2. Открывание и закрывание руки
- Техника работы рук в характерном танце.
- Тема 3. Demi-plié и grand plié
- Основы работы ног и корпуса.
- Тема 4. Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги
- Вариации выполнения на вытянутой ноге и с demi-plié.
- Тема 5. Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги
- Добавление элементов tombé и ударов полупальцами.
- Тема 6. Battement tendu с переходом работающей ноги с носка на каблук
- Техника выполнения на вытянутой ноге и с demi-plié.
- Тема 7. Battement tendu с переходом работающей ноги с носка на каблук
- Усложнение с ударами стопой и demi-plié.
- Тема 8. Battement tendu с выносом ноги на каблук
- Работа над устойчивостью и координацией.
- Тема 9. Battement tendu jeté с акцентом от себя и с demi-plié на опорной ноге
- Развитие динамики и ритмичности.
- Тема 10. Battement tendu jeté
- Усложнение с подъемом пятки и ударами каблука.
- Тема 11. Средний battement
- Подготовка к flic-flac и flic.
- Тема 12. Rond de jambe и rond de pied par terre
- Работа над плавностью и точностью движений.
- Тема 13. Battement fondu на целой стопе
- Развитие силы и гибкости ног.
- Тема 14. Упражнения на дробные выстукивания в русском характере
- Освоение ритмических рисунков.
- Тема 15. Упражнения на дробные выстукивания в испанском характере
- Работа над выразительностью и техникой.
- Тема 16. Pas tortillé с ударом стопой
- Развитие координации и пластичности.
- Тема 17. Подготовка к «веревочке»
- Освоение базовых элементов для сложных движений.
- Тема 18. Упражнение для бедра
- Работа над подвижностью и гибкостью бедер.
- Тема 19. «Голубец» одинарный и двойной одной и двумя ногами
- Техника выполнения и вариации.
- Тема 20. Подготовка к «штопору» и «штопор»
- Освоение вращательных движений.
- Тема 21. Battement développé плавное и акцентированное с ударом каблука опорной ноги
- Работа над выразительностью и силой.
- Тема 22. Grand battement jeté
- Вариации выполнения на целой стопе, с demi-plié и с подъемом на полупальцы.
- Тема 23. Упражнения на развитие гибкости и пластичности корпуса, растяжки
- Подготовка тела к сложным элементам.
- Тема 24. Голубец одинарный в прыжке
- Освоение прыжковых элементов.
- Тема 25. Подготовка к полуприсядкам и присядкам
- Работа над силой и выносливостью ног.
- Тема 26. Подготовка к полуприсядкам с выносом ноги в сторону на каблук и на 45°
- Усложнение техники.
- Тема 27. Подскоки на полном приседании (мячик)
- Развитие прыгучести и координации.
- Тема 28. Экзерсис у палки. Экзамен
- Итоговое занятие с демонстрацией освоенных навыков.
Формат обучения:
- Видеозаписи занятий с подробным разбором каждого упражнения.
- Практические задания для самостоятельной работы.
- Тестирование для проверки усвоения материала
- Обратная связь от преподавателей курса.
Для кого этот курс:
- Педагогов хореографии, желающих освоить методику преподавания характерного танца.
- Молодых специалистов, начинающих свою карьеру в балетной педагогике.
- Артистов балета, планирующих переход к преподавательской деятельности.
По окончании курса вы получите удостоверение государственного образца о повышении квалификации от Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, подтверждающий ваше участие в программе.
Присоединяйтесь к курсу, чтобы освоить основы преподавания характерного танца и вдохнуть новую жизнь в свои уроки, сохраняя традиции великой балетной школы А.Я. Вагановой!
- Преподаватель: Анастасия Леонидовна Васильева

Онлайн-курс "Введение в практику классического танца. Первый год обучения. Экзерсис у палки"
Этот уникальный онлайн-курс создан для педагогов желающих освоить методику подготовки детей к обучению классическому танцу. Программа курса основана на вековых традициях русской балетной школы и включает видеозаписи занятий, которые детально раскрывают технику исполнения каждого элемента.
Структура курса:
Курс состоит из 20 тем, последовательно охватывающих базовые элементы классического экзерсиса у палки, от постановки корпуса до сложных комбинаций.
Основные темы курса:
Тема 1. Постановка корпуса
o Основы правильной осанки, баланса и центровки.
o Работа над вытяжением позвоночника и распределением веса.Тема 2. Позиции рук
o Изучение позиций рук (preparatoire, I, II, III) и их плавных переходов.
o Связь движений рук с дыханием и корпусом.Тема 3. Позиции ног
o Освоение пяти классических позиций ног.
o Правильное раскрытие бедер и постановка стоп.Тема 4. Demi-plié
o Техника полуприседания в I, II и V позициях.
o Развитие эластичности связок и мышц ног.Тема 5. Battement tendu по I позиции
o Работа над вытягиванием стопы и укреплением мышц ног.
o Точность направления движения (вперед, в сторону, назад).Тема 6. Battement tendu с demi-plié по I позиции
o Синхронизация движений ног и корпуса.
o Контроль за устойчивостью опорной ноги.Тема 7. Passé par terre
o Проведение работающей ноги через I позицию.
o Подготовка к элементам вращения.Тема 8. Demi-rond и Rond de jambe par terre
o Освоение полукругов и полных кругов по полу.
o Развитие подвижности тазобедренного сустава.Тема 9. Battement tendu по V позиции
o Усложнение техники battement tendu в закрытой позиции.
o Работа над четкостью и амплитудой движения.Тема 10. Battement tendu с demi-plié по V позиции
o Координация plié и battement в закрытой позиции.Тема 11. Sur le cou-de-pied
o Положение работающей ноги у щиколотки опорной.
o Подготовка к элементам в воздухе (petit battement).Тема 12. Battement tendu jeté
o Динамичное выбрасывание ноги на 25–45°.
o Контроль за точностью и резкостью движения.Тема 13. Battement relevé lent на 45°
o Медленное поднимание ноги с акцентом на силу мышц.Тема 14. Battement frappé
o Резкие ударные движения для развития скорости и четкости.Тема 15. Relevé на полупальцы
o Техника подъема на полупальцы в различных позициях.
o Укрепление голеностопа и развитие устойчивости.Тема 16. Battement relevé lent на 90°
o Усложнение элемента с подъемом ноги на высоту.Тема 17. Grand battement jeté
o Высокие динамичные броски ноги (90° и выше).
o Работа над гибкостью и силой мышц.Тема 18. Port de bras
o Классические комбинации движений рук и корпуса.
o Гармонизация пластики верхней части тела.Тема 19. Перегибы корпуса назад и в сторону
o Развитие гибкости спины и контроля за положением корпуса.Тема 20. Pas de bourrée suivi
o Освоение мелких шагов на полупальцах.
o Тренировка плавности и легкости перемещений.
Формат обучения:
• Видеозаписи занятий с детальным разбором техники от педагогов Академии.
• Практические задания для отработки элементов дома.
• Тестирование для проверки усвоения материала
• Возможность обратной связи от преподавателей курса.Для кого этот курс:
• Педагогов классического танца, желающих углубить знания методики.
• Студентов хореографических училищ и вузов.
• Профессиональных артистов, совершенствующих технику.
По окончании курса вы получите удостоверение государственного образца о повышении квалификации о повышении квалификации от Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, подтверждающий освоение базовых принципов классического экзерсиса.
Присоединяйтесь к курсу, чтобы погрузиться в мир эталонной балетной техники и продолжить традиции великой балетной школы А.Я. Вагановой!
- Преподаватель: Мария Александровна Грибанова
- Преподаватель: Татьяна Васильевна Черкашина

Онлайн-курс "Правила исполнения движений классического танца. Программа
1-го года обучения" от Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой
Этот уникальный онлайн-курс предназначен для педагогов, хореографов и всех, кто хочет освоить методику преподавания классического танца на начальном этапе. Программа разработана на основе многолетнего опыта Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и включает видеозаписи занятий, которые наглядно демонстрируют технику выполнения упражнений.
Структура курса:
Курс состоит из 62 тем, каждая из
которых посвящена конкретным элементам и упражнениям, необходимым для первого
года обучения классическому танцу.
Основные темы курса:
- Тема 1. Постановка корпуса
- Основы правильной постановки корпуса в классическом танце.
- Тема 2. Позиции рук
- Изучение базовых позиций рук и их роль в танце.
- Тема 3. Позиции ног
- Освоение позиций ног: I, II, III, IV, V.
- Тема 4. Demi-plié
- Техника выполнения demi-plié в различных позициях.
- Тема 5. Battement tendu по I позиции
- Основы выполнения battement tendu в I позиции.
- Тема 6. Battement tendu с demi-plié по I позиции
- Усложнение техники с добавлением demi-plié.
- Тема 7. Passé par terre
- Техника выполнения passé par terre.
- Тема 8. Demi-rond и Rond de jambe par terre
- Освоение движений demi-rond и rond de jambe par terre.
- Тема 9. Battement tendu по V позиции
- Выполнение battement tendu в V позиции.
- Тема 10. Battement tendu с demi-plié по V позиции
- Усложнение техники с добавлением demi-plié.
- Тема 11. Sur le cou-de-pied
- Техника выполнения sur le cou-de-pied.
- Тема 12. Battement tendu с dégagé
- Освоение battement tendu с dégagé.
- Тема 13. Battement tendu с énveloppé
- Техника выполнения battement tendu с énveloppé.
- Тема 14. Battement tendu jeté
- Основы выполнения battement tendu jeté.
- Тема 15. Battement tendu jeté с demi-plié
- Усложнение техники с добавлением demi-plié.
- Тема 16. Battement tendu pour le pied и pour le pied с demi-plié
- Техника выполнения battement tendu pour le pied.
- Тема 17. Battement relevé lent на 45°
- Освоение battement relevé lent на 45°.
- Тема 18. Battement tendu jeté piqué
- Техника выполнения battement tendu jeté piqué.
- Тема 19. Battement tendu jeté flex
- Освоение battement tendu jeté flex.
- Тема 20. Battement tendu jeté c dégagé
- Техника выполнения battement tendu jeté c dégagé.
- Тема 21. Battement tendu jeté c énveloppé
- Освоение battement tendu jeté c énveloppé.
- Тема 22. Battement frappé
- Техника выполнения battement frappé.
- Тема 23. Petits battements sur le cou-de-pied
- Освоение petits battements sur le cou-de-pied.
- Тема 24. Battement double frappé
- Техника выполнения battement double frappé.
- Тема 25. Battement fondu
- Освоение battement fondu.
- Тема 26. Relevé на полупальцы
- Техника выполнения relevé на полупальцы.
- Тема 27. Grand plié
- Освоение grand plié.
- Тема 28. Battement soutenu
- Техника выполнения battement soutenu.
- Тема 29. Préparation к rond de jambe par terre
- Подготовка к выполнению rond de jambe par terre.
- Тема 30. Battement relevé lent на 90°
- Освоение battement relevé lent на 90°.
- Тема 31. Grand battement jeté
- Техника выполнения grand battement jeté.
- Тема 32. Rond de jambe en l’air
- Освоение rond de jambe en l’air.
- Тема 33. Battement retiré
- Техника выполнения battement retiré.
- Тема 34. Battement développé
- Освоение battement développé.
- Тема 35. Battement développé passé
- Техника выполнения battement développé passé.
- Тема 36. Rond de jambe par terre на demi-plié
- Освоение rond de jambe par terre на demi-plié.
- Тема 37. Port de bras
- Техника выполнения port de bras.
- Тема 38. Tombé coupé
- Освоение tombé coupé.
- Тема 39. Pas de bourrée
- Техника выполнения pas de bourrée.
- Тема 40. Pas de bourrée suivi
- Освоение pas de bourrée suivi.
- Тема 41. Перегибы корпуса назад и в сторону
- Техника выполнения перегибов корпуса.
- Тема 42. Повороты на полупальцах
- Освоение поворотов на полупальцах.
- Тема 43. Экзерсис на центре зала
- Основы выполнения экзерсиса на середине зала.
- Тема 44. Épaulement croisé и effacé
- Техника выполнения épaulement croisé и effacé.
- Тема 45. Port de bras
- Углубленное изучение port de bras.
- Тема 46. Основные позы croisé, effacé, écarté
- Освоение основных поз классического танца.
- Тема 47. 1-й, 2-й и 3-й arabesques
- Техника выполнения arabesques.
- Тема 48. Temps lié par terre
- Освоение temps lié par terre.
- Тема 49. Relevé на полупальцы
- Углубленное изучение relevé на полупальцы.
- Тема 50. Pas de bourrée
- Повторение и закрепление pas de bourrée.
- Тема 51. Allegro
- Основы выполнения allegro.
- Тема 52. Temps levé
- Техника выполнения temps levé.
- Тема 53. Changement de pieds
- Освоение changement de pieds.
- Тема 54. Échappé
- Техника выполнения échappé.
- Тема 55. Assemblé
- Освоение assemblé.
- Тема 56. Jeté
- Техника выполнения jeté.
- Тема 57. Sissonne simple
- Освоение sissonne simple.
- Тема 58. Pas balancé
- Техника выполнения pas balancé.
- Тема 59. Pas de basque
- Освоение pas de basque.
- Тема 60. Pas польки
- Техника выполнения pas польки.
- Тема 61. Petit pas chassé
- Освоение petit pas chassé.
- Тема 62. Трамплинные прыжки
- Техника выполнения трамплинных прыжков.
Формат обучения:
- Видеозаписи занятий с подробным разбором каждого упражнения.
- Практические задания для самостоятельной работы.
- Тестирование для проверки усвоения материала
- Обратная связь от преподавателей курса.
Для кого этот курс:
- Педагогов хореографии, желающих освоить методику преподавания классического танца.
- Молодых специалистов, начинающих свою карьеру в балетной педагогике.
- Артистов балета, планирующих переход к преподавательской деятельности.
По окончании курса вы получите удостоверение государственного образца о повышении квалификации о повышении квалификации от Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, подтверждающий ваше участие в программе.
Присоединяйтесь к курсу, чтобы освоить основы преподавания классического танца и вдохнуть новую жизнь в свои уроки, сохраняя традиции великой балетной школы А.Я. Вагановой!
- Преподаватель: Мария Александровна Грибанова
- Преподаватель: Татьяна Васильевна Черкашина

Онлайн-курс "Методика подготовки к классическому танцу от Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой
Этот уникальный онлайн-курс предназначен для педагогов, хореографов и специалистов в области искусства, которые хотят освоить методику подготовки детей к обучению классическому танцу. Программа разработана на основе многолетнего опыта Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и современных методов работы с телом, представляя собой гармоничное сочетание классического наследия и инновационных подходов.
Подготовительное отделение в хореографических училищах играет важную роль в формировании основы для дальнейшего профессионального обучения классическому танцу. Основная цель курса — развитие физических данных, подготовка к обучению классическому танцу и формирование базовых навыков, необходимых для поступления в хореографические учебные заведения. Подготовительное отделение существует уже более 30 лет и постоянно совершенствуется. Данная программа была разработана на базе Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой и современных методов работы с телом, представляя собой квинтэссенцию классического наследия и современных методик.
Современный артист должен обладать не только техническим совершенством, но и выразительностью, виртуозностью и артистизмом. Эти качества невозможны без развитой координации, гибкости и выносливости, формирование которых необходимо начинать с раннего возраста.
Курс включает освоение основных понятий, начальных позиций рук и ног, используемых в гимнастических упражнениях, а также изучение самих упражнений.
Нормативный срок обучения для одной части – 36 часов.
Задачами программы являются:
1. Знакомство с критериями отбора детей для поступления на исполнительский факультет Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.
2. Изучение подготовительных упражнений, как способа развития природных данных, укрепления мышц и связок.
3. Освоение упражнений для развития координации, чувства ритма и баланса.
4. Изучение основ классического танца.
Структура курса:
Курс состоит из 26 тем, каждая из которых посвящена конкретным аспектам подготовки к обучению классическому танцу.
Основные темы курса:
1. Тема 1. Критерии отбора детей в хореографические учебные заведения
o Физические данные
o Музыкальные, танцевальные, координационные и ритмические способности
2. Тема 2. Упражнения на полу
o Упражнения, сидя на полу
o Упражнения, исполняемые лежа на спине
o Упражнения, исполняемые лежа на животе
o Упражнения, для развития брюшного пресса, укрепления мышц спины и развития шага
3. Тема 3. Постановка корпуса
o Основы правильной осанки, баланса и центровки.
o Работа над вытяжением позвоночника и распределением веса.
4. Тема 4. Позиции рук
o Изучение позиций рук (preparatoire, I, II, III) и их плавных переходов.
o Связь движений рук с дыханием и корпусом.
5. Тема 5. Позиции ног
o Освоение пяти классических позиций ног.
o Правильное раскрытие бедер и постановка стоп.
6. Тема 6. Demi-plié
o Техника полуприседания в I, II и V позициях.
o Развитие эластичности связок и мышц ног.
7. Тема 7. Battement tendu по I позиции
o Работа над вытягиванием стопы и укреплением мышц ног.
o Точность направления движения (вперед, в сторону, назад).
8. Тема 8. Battement tendu с demi-plié по I позиции
o Синхронизация движений ног и корпуса.
o Контроль за устойчивостью опорной ноги.
9. Тема 9. Passé par terre
o Проведение работающей ноги через I позицию.
o Подготовка к элементам вращения.
10. Тема 10. Demi-rond и Rond de jambe par terre
o Освоение полукругов и полных кругов по полу.
o Развитие подвижности тазобедренного сустава.
11. Тема 11. Battement tendu по V позиции
o Усложнение техники battement tendu в закрытой позиции.
o Работа над четкостью и амплитудой движения.
12. Тема 12. Battement tendu с demi-plié по V позиции
o Координация plié и battement в закрытой позиции.
13. Тема 13. Sur le cou-de-pied
o Положение работающей ноги у щиколотки опорной.
o Подготовка к элементам в воздухе (petit battement).
14. Тема 14. Battement tendu jeté
o Динамичное выбрасывание ноги на 25–45°.
o Контроль за точностью и резкостью движения.
15. Тема 15. Battement relevé lent на 45°
o Медленное поднимание ноги с акцентом на силу мышц.
16. Тема 16. Battement frappé
o Резкие ударные движения для развития скорости и четкости.
17. Тема 17. Battement fondu
о Освоение battement fondu.
18. Тема 18. Relevé на полупальцы
o Техника подъема на полупальцы в различных позициях.
o Укрепление голеностопа и развитие устойчивости.
19. Тема 19. Battement relevé lent на 90°
o Усложнение элемента с подъемом ноги на высоту.
20. Тема 20. Grand battement jeté
o Высокие динамичные броски ноги (90° и выше).
o Работа над гибкостью и силой мышц.
21. Тема 21. Port de bras
o Классические комбинации движений рук и корпуса.
o Гармонизация пластики верхней части тела.
22. Тема 22. Перегибы корпуса назад и в сторону
o Развитие гибкости спины и контроля за положением корпуса.
23. Тема 23. Pas de bourrée suivi
o Освоение мелких шагов на полупальцах.
o Тренировка плавности и легкости перемещений.
24. Тема 24. Прыжки
o Правила исполнения прыжков
o Трамплинные прыжки
25. Тема 25. Развитие координации и танцевальности
о Координации и танцевальность
26. Тема 26. Трансляции из Академии Русского балета А.Я. Вагановой. «Методика подготовки к классическому танцу»
o Трансляции из Академии Русского балета А.Я. Вагановой. «Методика подготовки к классическому танцу» Подготовительное отделение
o Записи уроков
Формат обучения:
- Видеозаписи практических занятий с подробным разбором каждого упражнения.
- Теоретическая часть, включающая основы методики преподавания.
- Тестирование для проверки усвоения материала.
- Практические задания для самостоятельной работы.
- Возможность консультаций с преподавателями курса
Для кого этот курс:
- Педагогов хореографии, желающих освоить методику подготовки детей к обучению классическому танцу.
- Молодых специалистов, начинающих свою карьеру в балетной педагогике.
- Артистов балета, планирующих переход к преподавательской деятельности.
- Научно-педагогических работников
- Специалистов в области искусства
По окончании курса вы получите удостоверение государственного образца о повышении квалификации от Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, подтверждающий ваше участие в программе.
Присоединяйтесь к курсу, чтобы освоить методику подготовки будущих артистов балета и вдохнуть новую жизнь в свои уроки, сохраняя традиции великой балетной школы А.Я. Вагановой!
- Преподаватель: Мария Александровна Грибанова
- Преподаватель: Татьяна Васильевна Черкашина

Онлайн-курс "Постановка балетного спектакля: закономерности балетной драматургии на примере творчества Л.В. Якобсона" от Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой
Этот уникальный онлайн-курс предназначен для хореографов, балетмейстеров, педагогов и всех, кто интересуется искусством создания балетных спектаклей. Программа разработана на основе многолетнего опыта ведущих преподавателей Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и включает видеозаписи занятий, мастер-классы и подробный разбор ключевых аспектов балетной драматургии. Особое внимание уделено творчеству выдающегося хореографа Леонида Вениаминовича Якобсона, чьи работы стали эталоном новаторства в балетном искусстве.
Курс является частью программы повышения квалификации по направлению "Постановка балетного спектакля" и направлен на углубление знаний в области сценарной драматургии, хореографической образности и принципов работы хореографа в театре.
Структура курса:
Курс состоит из 9 тем, каждая из которых посвящена ключевым аспектам постановки балетного спектакля. В рамках каждой темы рассматриваются подтемы, включающие как теоретические аспекты, так и практические рекомендации от ведущих педагогов Академии.
Основные темы курса:
Тема 1. Закономерности балетной драматургии на примере творчества Л.В. Якобсона
Анализ балетной драматургии в работах Якобсона.
Особенности построения сюжета и образов в его спектаклях.
Роль новаторства и традиций в хореографии Якобсона.
Тема 2. Постановка одноактного спектакля
Основные этапы создания одноактного балета.
Работа с либретто, музыкой и визуальным оформлением.
Практические рекомендации по организации репетиционного процесса.
Тема 3. Основные понятия сценарной драматургии
Структура балетного сценария.
Принципы разработки конфликта и характеров.
Взаимодействие хореографа с композитором и либреттистом.
Тема 4. Принципы работы хореографа в драматическом театре
Особенности интеграции танца в драматические постановки.
Работа с актерами драмы над пластической выразительностью.
Примеры успешных коллабораций хореографов и режиссеров.
Тема 5. Принципы работы хореографа в драматическом театре 2
Углубленный разбор работы над танцевальными фрагментами в драме.
Создание хореографической образности, соответствующей стилю спектакля.
Практические задания по постановке танца в драматическом контексте.
Тема 6. Разработка хореографической образности
Методы создания хореографических образов.
Работа с метафорой, символом и аллегорией в танце.
Примеры из классических и современных балетов.
Тема 7. Танец в драме
Роль танца в раскрытии драматического конфликта.
Примеры использования танца в драматических спектаклях.
Практические рекомендации по интеграции хореографии в драму.
Тема 8. Балет "Есенин"
Разбор балета "Есенин" как примера синтеза хореографии и драматургии.
Особенности работы с биографическим материалом.
Анализ хореографических решений и сценографии.
Тема 9. Миниатюры Якобсона, "Спартак" Якобсона, Jiří Kylián “Birth-Day”, Иржи Килиан
Анализ миниатюр Л.В. Якобсона и их роль в развитии балетного искусства.
Разбор хореографии "Спартака" и ее влияние на современный балет.
Изучение творчества Иржи Килиана на примере постановки “Birth-Day”.
Формат обучения:
Видеоуроки с подробным разбором каждой темы, включая демонстрации и комментарии преподавателей.
Теоретические материалы по каждой теме, включая исторические и методические аспекты.
Практические задания для самостоятельной работы и применения полученных знаний.
Обратная связь от кураторов курса и возможность обсуждения вопросов с коллегами.
Для кого этот курс:
Хореографов и балетмейстеров, желающих углубить свои знания в области балетной драматургии.
Педагогов хореографии, стремящихся освоить современные методики постановки спектаклей.
Студентов хореографических училищ, желающих лучше понять процесс создания балетного спектакля.
Режиссеров и актеров драматического театра, интересующихся интеграцией танца в драматические постановки.
По окончании курса:
Участники получат удостоверение государственного образца о повышении квалификациио повышении квалификации от Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, подтверждающий освоение программы курса.
Присоединяйтесь к курсу, чтобы освоить искусство создания балетных спектаклей, вдохновиться творчеством Л.В. Якобсона и других великих хореографов, а также внести новый вклад в развитие современного балетного театра, сохраняя традиции великой русской балетной школы!